2 июля 2020 года Президент России подписал Указ, который присвоил Нижнему Новгороду почётный статус «Город трудовой доблести». 9 мая 2024 года в нижегородском парке Победы была торжественно открыта стела трудовой доблести.
Самолёты, подлодки, танки и полуторки
В военные годы на городских предприятиях, перешедших на военные рельсы, производилась самая разнообразная техника, а также оружие и боеприпасы. Здесь же располагались военные госпитали, через которые прошли 400 тысяч советских солдат и офицеров. Кроме того, горьковчане сдали более 100 тысяч литров крови, которая спасала жизни раненых красноармейцев, за что 500 доноров были отмечены наградами и благодарностями.
Ключевым предприятием в период войны стал Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), основанный в 1929 году. Главной его продукцией были грузовики ГАЗ-АА – знаменитые полуторки, которые обеспечивали мобильность всего советского военного автопарка. На ГАЗах перевозили солдат, боеприпасы, вооружение и продовольствие.
Здесь же выпускались автомобили самого разного назначения, например разведывательно-командирский ГАЗ-64 и другие модификации. Рабочие уже в августе 1941 года освоили выпуск танков Т-60, а в 1942 году ещё и Т-70. Впервые в истории отечественного танкостроения на автозаводе была организована конвейерная сборка этой боевой техники. В сентябре здесь стали изготовлять снаряды для ракетной установки БМ-13 (знаменитая «катюша»). Мастерам удалось разработать для неё и внедрить в массовое производство также технологию штампосварного варианта снаряда. Осенью был налажен выпуск миномётов.
В 1941 году больше половины квалифицированных рабочих завода ушли на фронт. Места ушедших заняли подростки и пожилые люди, которые работали наравне с опытными мастерами. Широко распространились движения стахановцев, рационализаторов, работающих сверх плана. Люди не покидали заводские цеха ни днём ни ночью. Даже авианалёты фашистских самолётов, начавшиеся в ноябре 1941 года, не могли помешать трудовому подвигу заводчан. Однако только в результате бомбардировок в июне 1943 года погибли 250 рабочих, 50 зданий было разрушено, но завод продолжал жить и давать фронту свою продукцию, оперативно восстанавливая цеха.
В 1942 году было налажено производство бронеавтомобилей БА-64 (изготовлено шесть тысяч экземпляров) и аэросаней, а с начала 1943 года на ГАЗе стали серийно выпускать самоходные артиллерийские установки СУ-76. Кроме этого, завод обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колёсами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков и был единственным производителем в стране колясок к армейским мотоциклам. Всего за военные годы Горьковский автозавод дал стране более 175,2 тысячи автомобилей, 10 тысяч танков, около 9 тысяч САУ, 24 тысячи миномётов, 30 тысяч снарядов для «катюш» и 232 тысячи автомобильных моторов. В сентябре 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР автозавод награждён орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны. Кроме того, подвиг коллектива завода был отмечен орденами Ленина и Красного Знамени.
Другим важным предприятием города был авиационный завод № 21 имени Оржоникидзе, на котором производили один из лучших истребителей войны – Ла-5, а также ЛаГГ-3 и Ла-7, созданные знаменитым конструктором Семёном Лавочкиным. Эти машины помогли советским лётчикам занять доминирующую позицию в небе по всему Восточному фронту, не уступая, а в чём-то и превосходя знаменитые немецкие «мессершмиты» и «фокке-вульфы». В период с 1941 по 1945 год воздушные силы СССР получили более 19 тысяч крылатых машин. Фактически каждый третий советский истребитель был произведён в Горьком. В кооперации с машиностроительным заводом им. Воробьёва был налажен и выпуск деталей для самолётов (шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов и др.). Кроме того, в цехах изготовляли снаряды и корпуса для мин. За заслуги перед Отечеством завод им. С. Орджоникидзе был награждён орденом Красного Знамени, орденами Ленина и Отечественной войны I степени.
Не менее известен был горьковский завод «Красное Сормово», производивший одну из самых удачных моделей отечественных танков Т-34. Всего здесь было выпущено около 12 тысяч боевых машин, а первый эшелон с танками был отправлен для обороны Москвы в октябре 1941 года. По воспоминаниям Маршала Советского Союза Георгия Жукова, танки из Горького сыграли тогда решающую роль в защите столицы от фашистов.
В 1942 году завод расконсервировал производство подводных лодок, поставленное на паузу с началом войны. Тем не менее он успел за военные годы изготовить свыше 40 % количества советских подлодок – всего 22, ещё пять субмарин были созданы в сотрудничестве с другими предприятиями. Благодаря главному конструктору завода Михаилу Лернеру подводные лодки класса «Малютка» и «Сталинец», созданные в военные годы, получили более мощные двигатели, улучшили манёвренность и скрытность по сравнению с довоенными моделями. За заслуги перед Родиной Лернер был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта». 20 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод «Красное Сормово» получил орден Ленина за успешное выполнение задания правительства по производству танков и бронекорпусов, а в 1945 году – орден Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
Трудовой подвиг совершили также рабочие Горьковского завода № 92 (машиностроительный завод «Новое Сормово»), где с 1934 года располагалось артиллерийское КБ во главе с конструктором Василием Грабиным. В военные годы завод выпускал 27 образцов различных орудий, включая пушки ЗИС-2 и ЗИС-3. Здесь же производились самоходки СУ-76, 76-мм пушки Ф-34 для тяжёлых танков КВ, а также БТ-7 и Т-34, тумбовые 76-мм зенитные орудия, пушки Ф-35 для подводных лодок и другие. С 1941 по 1945 год было изготовлено 100 тысяч орудий – больше, чем все заводы Третьего рейха, вместе взятые.
С оружием в руках горьковчане били врага, пришедшего на советскую землю. Более 800 тысяч жителей города и ближайших сёл вступили в ряды Красной Армии, почти 350 тысяч из них не вернулись домой. Ещё 61 тысяча горожан вступили в народное ополчение. В ходе войны свыше 300 отважных горьковчан были удостоены звания Героя Советского Союза, а 50 стали полными кавалерами ордена Славы.
На плечи сельских тружеников легла не только заготовка сырья и продуктов для фронта, но и пополнение армии бойцами, а промышленности – рабочими руками. На фронт отправили тысячу тракторов и 80 тысяч лошадей. А в 1943 году – самом тяжёлом в экономическом отношении на селе за всё военное время – уборочные площади не только не уменьшились, но даже возросли на 6 %, причём валовой сбор снизился лишь на 24 %, а не на 44 %, как по России в целом. Всего за 1941–1945 годы Горьковская область поставила для нужд Красной Армии и Флота 794 964 тонны муки и крупы, трудящимся – 1 357 540 тонн. Кроме того, было сдано государству 1 391 559 тонн хлеба, 355 987 тонн картофеля, десятки тысяч тонн овощей, мяса, масла и молока. За высокие показатели в развитии сельского хозяйства в 1942 году Горьковская область была удостоена переходящего Красного знамени ГКО, а девять тысяч сельских тружеников были награждены правительственными наградами.
На деньги, перечисленные горьковчанами в Фонд обороны страны, было построено 48 танков, 6 самолётов, 3 бронепоезда, а также самолётная эскадрилья.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества